Рубрика: Образование

29.07.2013

"Путешествие по Книжному Океану" в начальной школе.

Путешествие по  Книжному Океану в начальной школе.

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

  Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.    

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Книги дают ребенк интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие языка; социальное и образовательное развитие; влияют на социализацию личности. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к функциональной грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.  Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей.

Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Для  практической реализации указанных  замыслов был  разработан  в 1 «Б» классе долгосрочный комплексный творческий проект «Путешествие по Книжному океану». Основан проект на игровых, коммуникативных технологиях, предполагает активное  сотрудничество учеников, их родителей, учителей,  библиотеки.

Цели и задачи проекта создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников.Миссия проекта - организация информационного пространства , ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание с помощью  школьной библиотеки, областной детской библиотеки  условий для творческого общения детей и взрослых.

Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, областной детской библиотеки. Сроки реализации проекта: 2012-2016 годы. 1 этап – Подготовительно-моделирующий – сентябрь-декабрь 2012г. во время этого этапа было проведено теоретическое исследование «Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений” (библиотекарей, педагогов, родителей)», разработан проект и представлен на родительском собрании класса, разработаны документы программы чтения “Книжный океан”, проведён Торжественный старт программы при Посвящении в читатели.

Комплект участника проекта: Правила участия в проекте ;Путешествие по Книжному Путевка участника проекта ;Путешествие по Книжному океану Буклет юного читателя Памятка для родителей Анкета для родителей Карта путешественника Практически-экспериментальный – январь 2013г. – апрель  2016г.

Во время этого этапа планируется апробация и корректировка программы чтения “Книжный океан”, марафон родительских собраний по теме проекта, Акция родителей “Подарим школьной и классной библиотеке книжки”, Фестиваль чтения, конкурсная программа “Лето с книгой” Аналитико-обобщающий – апрель – май 2016г.

На этом этапе предполагается обобщение опыта реализации программы “Книжный океан”Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия  библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Автор: Ефимчук Ирина Германовна,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №2

Из архива журнала «ЛюБимый Жук» № 3 (30) 2013 г. Фотографии предоставлены Ефимчук Ириной Германовной.

Просмотров: всего 1543, сегодня 2  |  Изображений: 2

Фотографии

 

Комментарии:

Всего 0 комментариев

Комментарии отсутствуют...

Добавить комментарий

Вы не зарегистрированный пользователь. Представьтесь, пожалуйста*:

Текст комментария*:

Как создать переход от каникул к учебной деятельности и успешно подготовиться вместе с ребенком к школьной жизни?

24.07.2013

Как создать переход от каникул к учебной деятельности и успешно подготовиться вместе с ребенком к школьной жизни?

Редкий ребенок сегодня после летних каникул стремится в школу! А поэтому, его адаптация к учебному процессу становится болезненной и длительной.

Просмотров: всего 2151, сегодня 2

подробнее

Как школьная форма повлияет на учебный процесс и развитие каждого ребенка?

23.07.2013

Как школьная форма повлияет на учебный процесс и развитие каждого ребенка?

Единая форма школьников – это показатель единства и организованности. Именно к этому пришли наши читатели из 3 «Б» класса школы № 121 г. Екатеринбурга со своей учительницей Людмилой Ивановной Шипицыной. 

Просмотров: всего 1334, сегодня 7

подробнее

История развития школьной формы в России

23.07.2013

История развития школьной формы в России

 Школьная форма была предметом гордости в Росси 

Просмотров: всего 1931, сегодня 2  |  Изображений: 2

подробнее

Школьные болезни

27.09.2011

Школьные болезни

Неужели действительно всему виной школа или это не более чем заблуждение? Развенчать или подтвердить известные всем мифы о школьных болезнях нам поможет заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, главный специалист по ЛФК и спортивной медицине Юрий Севастьянов.

Просмотров: всего 1930, сегодня 2

подробнее

Риа новости. Владимир Вяткин

21.04.2011

Родители зовут школу на дом

Родители знают, что жизнь многих школьников сегодня безоблачной не назовешь: класс переполнен, далеко ездить, одноклассники дразнят, надолго заболел - отстал от программы... Тем не менее, предложение забрать ребенка из школы и учить дома - вызывает только усмешку.

Просмотров: всего 2049, сегодня 4

подробнее

Омельченко: неформалы зачастую учатся лучше большинства сверстников

12.10.2010

Омельченко: "неформалы" зачастую учатся лучше большинства сверстников

Немалая часть российских школьников и студентов - «неформалы», принадлежащие к различным субкультурам. Как это сказывается на их учебе и дальнейшей жизни? Как к «готам» и «эмо» относятся администрации школ и вузов? В интервью РИА Новости о социальном явлении рассуждает директор Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ доктор социологических наук Елена Омельченко.

Просмотров: всего 3125, сегодня 2

подробнее

24.03.2010

Почему наблюдаема комета Хейла-Боппа?

Бесспорно, ось представляет собой ионный хвост, но это не может быть причиной наблюдаемого эффекта. Когда речь идет о галактиках, маятник Фуко неравномерен. Вселенная достаточно огромна, чтобы ось наблюдаема. Различное расположение вызывает Южный Треугольник, но кольца видны только при 40-50.

Просмотров: всего 1976, сегодня 1

подробнее