Рубрика: Образование

21.04.2011

Родители зовут школу на дом

Риа новости. Владимир Вяткин

Родители знают, что жизнь многих школьников сегодня безоблачной не назовешь: класс переполнен, далеко ездить, одноклассники дразнят, надолго заболел - отстал от программы... Тем не менее, предложение забрать ребенка из школы и учить дома - вызывает только усмешку. Даже если мама ребенка не работает и имеет высшее образование, она опасается непредсказуемого результата домашнего обучения, сопутствующих ему трудностей и груза ответственности.

Но для многих семей вопрос об альтернативном образовании отнюдь не теоретический. Есть дети, которым в средней школе живется особенно трудно: одаренным и двоечникам, гиперактивным и посвятившим себя творчеству, часто болеющим. О детях-инвалидах и говорить не приходится: зачастую родителям приходится отдавать их в интернаты в надежде, что только там детей хоть чему-то научат.

Выходом во всех этих случаях могло бы стать обучение на дому, столь популярное в США и других странах Запада, и пока менее распространенное в России. Возможно, со временем так и будет, если новый закон "Об образовании" создаст для этого необходимые условия.

Доступная альтернатива

Сегодня в России есть четыре способа получить среднее образование, не посещая школу: экстернат, семейное образование, дистанционное образование и самообразование. Все вместе они называются "альтернативным образованием". Закон позволяет детям переходить от школьной к альтернативной схеме обучения и обратно в любом возрасте. Нужно только освоить программу средней школы и пройти вместе со всеми два уровня финальной аттестации - ГИА и ЕГЭ.

Семейные формы образования развиваются в России уже почти 20 лет. По мнению Ефима Рачевского, члена комиссии по развитию образования ОП РФ, существует интересная закономерность в периодах активности семейных форм образования. "Очень большой всплеск был в 1998 году после дефолта, когда значительное количество мам лишилось работы. Второй подъем семейного образования был совсем недавно - в 2008 году. Чем острее экономический кризис в стране, тем активнее семейное образование", - сообщил эксперт, выступая 17 апреля в Общественной палате на круглом столе, посвященном альтернативному образованию.

Данные исследования, отражающие отношение к школе детей и подростков от 7 до 15 лет

По статистическим данным, в России на 2007 год (позднее исследования не проводились) около 23,5 тысяч детей обучались в форме экстерната и семейного образования. Это число пока совсем небольшое, если сравнить его с данными США, где в 2010 году дома обучалось 2 млн детей (около 3,8% детей школьного возраста).

По данным государственных и независимых исследований, академические успехи американских детей, обучающихся в семье, на 20-30% выше, чем у их сверстников, посещающих школы. Вопреки опасениям, "домашние" дети показывают устойчиво высокий уровень развития социальных навыков, низкий уровень поведенческих проблем, достигают хороших успехов во взрослой жизни. У нас пока соответствующей статистики нет - подобных исследований пока не было.

В школе хорошо, а дома лучше

Альтернативное образование имеет ряд достоинств: оно позволяет максимально гибко и с учетом особенностей и интересов ребенка строить образовательный процесс, подбирать последовательность изучения материала, управлять учебным временем.

 "Пятиклассник по возрасту может осваивать материал программы по русскому языку за 5 класс школы, по математике или алгебре - за 6-7 классы, по истории - одновременно за 5 и 6 класс. Учебный материал может быть неравномерно распределен по учебному году, например, при модульном методе обучения или при обучении с последовательным погружением в те или иные предметы", - рассказал Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета.

Сегодня "домашним школьникам" доступен широкий арсенал средств дистанционного обучения. Конечно, для этого необходимо наличие дома компьютера и интернета. Существуют целые школы, которые весь курс обучения проводят дистанционно. Их ученики нередко вообще живут в другом государстве и никогда не встречаются лично со своими учителями, общаясь с ними по скайпу и по переписке.

Модернизация на дому

Система альтернативного обучения может стать важной частью реформы образования, так как она делает то, что неповоротливая государственная машина делать не в состоянии, считает президент Тьюторской ассоциации, профессор Московского педагогического государственного университета Татьяна Ковалева.

"Любой чиновник скажет, что модернизация образования связана с достижением четырех важнейших результатов у каждой школы: академическими знаниями; интегративными знаниями; компетенциями; социально успешным опытом", - сообщила эксперт.

Возможность успеха "домашних школьников" по части академических знаний вызывает наибольшие споры у педагогов. Однако здесь существуют количественные критерии оценки - результаты ЕГЭ, обязательного для всех (участники дискуссии в ОП РФ, правда, не стали раскрывать успеваемость российских выпускников "домашних школ").

Но по трем остальным направлениям модернизации - интегративности знаний, компетенциям и социально успешному опыту - дети, обучающиеся в семье, получают заметное преимущество перед остальными, поскольку лучше всего эти навыки формируются при индивидуальном подходе, считает Татьяна Ковалева.

Проблемы альтернативного образования

Сегодня главная проблема семейного образования состоит в том, что оно недостаточно глубоко регламентировано законодательством. Многие школьные педагоги относятся к обучению на дому как ко "второсортному", "суррогатному", и этот подход косвенно воспроизводится и в нормативных актах.

"Подспудно школьное образование, с его текущим педагогическим контролем успеваемости, классно-урочным форматом, представляется в качестве единственной нормы. Создается ситуация избыточного контроля", - считает Павел Парфентьев, председатель Общественной организации "За права семьи".

Существует серьезная проблема финансового обеспечения семейного образования. Обучая ребенка дома, семья несет дополнительные затраты - и денежные, и временные.

"Представляется, что государство должно все формы получения общего образования поддерживать на равных, иное можно рассматривать как своего рода дискриминацию. Вопрос финансирования семейного образования отнесен сегодня на региональный и местный уровень. В итоге, лишь в отдельных регионах предусмотрена финансовая поддержка родителей, использующих семейное образование. В большинстве регионов они никакой поддержки не получают", - сообщил Павел Парфентьев.

До сих пор непонятно, за счет чего должна финансироваться деятельность школы по аттестации и (при необходимости) сопровождения ребенка, обучающегося в семье. На практике школы это решают вопреки закону, зачисляя такого ребенка в контингент школы, потому что не видят другого выхода.

Многие родители "домашних школьников" жалуются на необъективное отношение школы при прохождении промежуточной аттестаций, навязывание дополнительных платных услуг. Решением могло бы стать создание независимых аттестационных центров, по образцу США.

Российская Конституция гарантирует доступность образования. Но массовая школа пока редко способна обеспечить необходимые условия для полноценного обучения всем детям с особенностями здоровья или развития. Поэтому родители, которые принимают на себя груз ответственности, переводя детей на домашнее обучение, считают себя вправе получать поддержку от государства. И надеются, что новый закон об образовании создаст необходимые условия для этого.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Источник: РИА

Просмотров: всего 2012, сегодня 1

 

Комментарии:

Всего 1 комментарий

Willie 08.07.2011 07:08:23

Fell out of bed feeling down. This has birgthneed my day!

Добавить комментарий

Вы не зарегистрированный пользователь. Представьтесь, пожалуйста*:

Текст комментария*:

Путешествие по  Книжному Океану в начальной школе.

29.07.2013

"Путешествие по Книжному Океану" в начальной школе.

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам.

Просмотров: всего 1490, сегодня 0  |  Изображений: 2

подробнее

Как создать переход от каникул к учебной деятельности и успешно подготовиться вместе с ребенком к школьной жизни?

24.07.2013

Как создать переход от каникул к учебной деятельности и успешно подготовиться вместе с ребенком к школьной жизни?

Редкий ребенок сегодня после летних каникул стремится в школу! А поэтому, его адаптация к учебному процессу становится болезненной и длительной.

Просмотров: всего 2098, сегодня 1

подробнее

Как школьная форма повлияет на учебный процесс и развитие каждого ребенка?

23.07.2013

Как школьная форма повлияет на учебный процесс и развитие каждого ребенка?

Единая форма школьников – это показатель единства и организованности. Именно к этому пришли наши читатели из 3 «Б» класса школы № 121 г. Екатеринбурга со своей учительницей Людмилой Ивановной Шипицыной. 

Просмотров: всего 1284, сегодня 0

подробнее

История развития школьной формы в России

23.07.2013

История развития школьной формы в России

 Школьная форма была предметом гордости в Росси 

Просмотров: всего 1873, сегодня 1  |  Изображений: 2

подробнее

Школьные болезни

27.09.2011

Школьные болезни

Неужели действительно всему виной школа или это не более чем заблуждение? Развенчать или подтвердить известные всем мифы о школьных болезнях нам поможет заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, главный специалист по ЛФК и спортивной медицине Юрий Севастьянов.

Просмотров: всего 1883, сегодня 1

подробнее

Омельченко: неформалы зачастую учатся лучше большинства сверстников

12.10.2010

Омельченко: "неформалы" зачастую учатся лучше большинства сверстников

Немалая часть российских школьников и студентов - «неформалы», принадлежащие к различным субкультурам. Как это сказывается на их учебе и дальнейшей жизни? Как к «готам» и «эмо» относятся администрации школ и вузов? В интервью РИА Новости о социальном явлении рассуждает директор Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ доктор социологических наук Елена Омельченко.

Просмотров: всего 3074, сегодня 1

подробнее

24.03.2010

Почему наблюдаема комета Хейла-Боппа?

Бесспорно, ось представляет собой ионный хвост, но это не может быть причиной наблюдаемого эффекта. Когда речь идет о галактиках, маятник Фуко неравномерен. Вселенная достаточно огромна, чтобы ось наблюдаема. Различное расположение вызывает Южный Треугольник, но кольца видны только при 40-50.

Просмотров: всего 1944, сегодня 1

подробнее